9 декабря 2021 года на полях III агропромышленного форума «Молоко России» прошла секция «Комфорт коров / Строительство», модератором которой выступил эксперт Института молока по проектированию, строительству и реконструкции ферм Александр Герман. С докладом «Использование каркасно-тентовых сооружений для содержания КРС молочного направления» выступил руководитель проектов ООО «Алтай-Тент» Илья Файнфельд. Публикуем видео, расшифровку и презентацию выступления.
А.Герман — Компания «Алтай-Тент» со своей презентацией. Я сам являюсь большим сторонником применения тентовых зданий. Почему и попросил ребят рассказать о том, как эти сооружения работают в сельском хозяйстве.
Со своей стороны, как проектировщик и строитель, скажу: наше первое тентовое здание с 2014 года стоит в Белоруссии. Нормально, проблем нет никаких. Тогда каркас был дешевле на 30-40% варианта «металл-сэндвич». Сегодня этот коэффициент — 2. Нет дешевле варианта для животноводческого помещения. Я говорю не про всю ферму, а именно про каркас. Это сразу моя маленькая ремарка. Илья, пожалуйста.
И.Файнфельд — Добрый день, коллеги. Наверное, уже вечер. Мы работаем на форуме второй день и в каждой аудитории говорится про комфорт. А каркасно-тентовые сооружения — на данный момент это наиболее оптимальный вариант для того, чтобы создать комфорт животным.
Что из себя представляет каркасно-тентовое сооружение? Это металлический каркас, который сверху покрыт современным ПВХ-покрытием. Это такая армированная ткань, технический текстиль, она очень прочная, современная.
На данный момент каркасно-тентовые ангары используются в различных направлениях. Это и спорт, и павильоны для массовых мероприятий. В том числе они используются для сельского хозяйства. Анализ российского рынка каркасно-тентовой индустрии показал, что ежегодно в нашей стране строится порядка 30 каркасно-тентовых сооружений. Их количество растёт. Это говорит о том, что люди продолжают доверять этой технологии из года в год, являются приверженцами.
Принципы успешного животноводства — кадры, коровы, корма и комфорт — мы полностью разделяем. Комфорт — это самое дорогое. То, что потом трудно менять. Вы построили — и всё. Создать для животных комфортные условия проще всего, на наш взгляд, в каркасно-тентовых ангарах.
Основные преимущества, которые мы выделяем. Первое — большой объём воздуха. Сегодня очень много было сказано про вентиляцию, про 65-80 м³ на голову. Как раз в таких сооружениях этого легко добиться. Второе преимущество — тент пропускает до 85% света. Днём в помещении светло. Животное не теряет день-ночь, ощущает единство с природой. Корова — природное животное, поэтому этот аспект очень важен. Третье преимущество — здоровый микроклимат. Летом, когда жара на улице, корова находится под тентом как в тени деревьев. Зимой тентовый ангар закрывает [животное] от осадков, от ветра, и отрицательные температуры не являются проблемой. Мы скрыли корову от основных агрессивных факторов, мы ей даём поилки, еду, и она спокойно в таких условиях содержится.
На данный момент, исходя из ценовой амплитуды на металл за последний год в нашей стране, цена за квадратный метр ангара в 2-2,5 раза ниже, чем в капитальном строении из сэндвич-панелей или других материалов.
Ещё о преимуществах. Это устойчивость самой конструкции и тентового полотна к температуре от -50 °C до +60 °C. Это низкие расходы на строительство и [невысокие] постэксплуатационные расходы. Срок эксплуатации металлического каркаса — 60 лет, тента — 15 лет. Конструкцию при желании можно легко разобрать и установить в другом месте. Простота разрешительной документации и различные цветовые решения.
Сейчас мы вам покажем примеры, которые уже есть в Российской Федерации. Наш завод [«Алтай-Тент»] уже реализовал около 600 проектов (не только молочных ферм, но и стальных тентовых конструкции других направлений — прим. altai-tent.ru) от Калининграда до Камчатки. Вот лишь некоторые из них.
В Республике Башкортостан есть большой роботизированный комплекс. Ежегодная производительность — более 9 тысяч тонн [молока]. Общее количество КРС — около 2 тысяч голов голштинской породы. Заказчик — СПК «Красная Башкирия».
В Алтайском крае есть СПК «Дружба» — один из крупнейших производителей мраморной говядины в Сибири. За семь лет построено 11 каркасно-тентовых помещений общей площадью около 10000 м². Там более 6500 голов. Здесь разводится мясное направление. Мы хотели показать, что использование каркасно-тентовых сооружений может быть направлено не только на молоко, но и на мясо в том числе. Как видите, это Сибирь, где отрицательные температуры зимой и осенью, поэтому нет никаких проблем. Животные кушают — значит, всё нормально.
Конечно, говорим о том, что есть коньковая вентиляция, есть шторная. Правильный воздухообмен должен быть. Касаемо северных регионов — вот КФХ Зубаревой [Натальи Владимировны], крупнейшее фермерское хозяйство Красноярского края. Производит в районе 125 тонн молока в сутки. Там у нас установлены конструкции общей площадью около 20000 м². Посёлок Шушенское.
Дальше идём. Это Новосибирская область, КФХ «Русское поле». Крупнейшее КФХ в Сибири. В хозяйстве организована собственная переработка под брендом «Русское поле». Общее количество голов там — больше 9 тысяч, завезены из племенных хозяйств Венгрии. Всё это содержится беспривязным методом на глубокой несменяемой подстилке.
Также в Новосибирской области есть хозяйство «Ярковское», там стоит несколько ангаров (размеры каждого 30 на 150 метров) общей площадью около 14000 м². Дойное стадо содержится беспривязным способом на глубокой несменяемой подстилке.
В Тверской области я лично принимал участие в семинаре с нашими коллегами из Смоленской области и из Минсельхоза Тверской области. Это небольшое хозяйство, там два брата. Они получили грант «Агростартап» от государства. И на грантовые деньги приобрели небольшой ангар (12 на 33 метра). Они только начинают заниматься этим, и сейчас там около 20 голов, есть перспектива расширения. Село Первитино Зубцовского района. Акцентирую внимание на том, что есть программы, по которым мы, в том числе, помогаем реализовывать эти проекты. Видите, как светло. Это обычный день, причём там особого солнца не было.
Выводы очень простые. Есть масса положительных примеров реализации каркасно-тентовых коровников: юг России, центральная часть, Сибирь, Дальний Восток. Мы считаем, что такие сооружения станут использоваться всё большим количеством людей. Мы считаем, что на текущий момент с учётом сегодняшних цен на металл, это одно из самых выгодных решений для строительства помещений, в которых можно содержать мясные и молочные породы животных.
Дополнительно мы бы хотели сразу показать альтернативные варианты применения наших конструкций в сельском хозяйстве. Это могут быть зерносклады, вот один из примеров в Приморье. Это могут быть обычные склады под любую продукцию, как, например, в Челябинской области — большой ангар 40 на 145 метров. Хорошая фотография. На ней видно, что снег [на ангаре] практически не задерживается, кровля сделана под [углом] 30 градусов, соответственно, снежные массы сходят под своим собственным весом, вопрос решается автоматически. Есть утеплённые варианты ангаров, можно сделать утеплённый гараж под технику. Пример — в Кемеровской реализован проект под утеплённый гараж.
Вопросы?
(вопрос из зала) — Как насчёт использования скреперов в таких коровниках, они не будут замерзать?
А.Герман — Позволь, Илья. Извини, пожалуйста. Люди здания производят, они не животноводы. То, что я говорил — первое тентовое здание в Белоруссии, там скрепер. Вопрос оборудования. Мне очень нравится голландцы, JOZ. <...> Когда мы запускали этот коровник зимой, в конце декабря реально был мороз, внутри находилась только первая группа коров, 50 голов, температуры от них не было. Начал замерзать навоз. Нормальный скрепер мерзляки снимает только так. Это первое. Второй — зимой, когда холодно, ты ставишь скрепер в постоянный режим работы. Всё — снимается проблема. Не надо этого бояться.
(вопрос из зала) — Александр Николаевич, мы с вами понимаем, что вот эта ПВХ-ткань и сэндвич толщиной 10 сантиметров имеют абсолютно разную теплопроводность. И есть такое понятие, как температурный, тепловой баланс, ну, инженерные задачи вы лучше меня знаете. И даже глядя на это можно понять, что температура будет разная в коровнике из сэндвича и в таком [каркасно-тентовом] коровнике. Вы пробовали это посчитать? Нормально ли всё, не холодно ли?
А.Герман — Понятно, теплопроводность разная. Но толстую кровлю делают от жары. Не от холода, а от жары. Чтобы защищать помещение, чтобы оно не перегревалось. Это большая проблема. Насчёт теплопроводности. Летом в тентовом здании всегда прохладней, чем на улице. Мы строили первое здание, у меня рабочие днём летом заходили не в бытовки, а в этом здании, когда коров ещё не было, обедали. Потому что внутри прохладней.
Насчёт зимы. Мой учитель, американец David Kammel говорил чётко — есть простой метод, как проверять правильно или неправильно работает вентиляция в холодное время. Разница между температурой наружного и внутреннего воздуха — не при критических температурах — должна быть 4-8 градусов. Всего лишь. Это один момент. Следующий — в Арктике ребята палатку натягивают и ночуют в ней, правда? Свечку зажёг — и внутри у тебя намного теплее. То есть этот объём воздуха всё равно внутри сохраняется. В тентовом здании зимой при одинаковых условиях — два здания рядом поставь — будет прохладнее, чем в сэндвич-панели. А в чём проблема для коров? Что внутри не -10 °C, а -15 °C? Это проблема для коров? Уверен, что нет. Давайте про поилку подумаем, про навоз. А за температуру волноваться не надо. Но мне дешевле построить. Мне светло внутри. Световой день полностью использую.
Многие недооценивают роль света. Требование простое — освещение на кормовом столе 200 лк, в зоне отдыха 150 лк, не меньше. Очень редко на фермах это соблюдают. Сегодня пасмурный день. Зайди в коровник — свет не горит. Поднимите руки, кто днём свет включает? Раз-два. На самом деле этого почти никто не делает. Человек же ходит, ориентируется. Ребята, я специальный прибор купил, измеряю освещение. Парадокс — вместо 200 лк на кормовом столе 20-30-50 лк, даже 100 лк нет.
Простой пример — хозяйство «Повадино» в Домодедове, привязное содержание, индивидуальные коровники. Туда финны приехали и сказали: «Ты освещение сделай». Один коровник на 300 голов и второй на 300. Сделали нормально, подсветили капитально. Коровник светлый, яркий такой. Купили светильники, потратили 800 тысяч на два здания — полностью с работой, с материалами. Я спросил, за сколько окупилось. Он говорит: месяц-два. Через неделю приходит к нему сторож и говорит: «Ерунда какая-то! Раньше коровы ночью нормально лежали, а сейчас они жрут! Коровы ночью едят!» Понимаете? Моментально окупили освещение. [С тентом] световой день ты будешь полностью использовать. Это не мелкий вопрос.
(вопрос из зала) — Я крестьянин из Саратова. Когда мы в этом помещении на глубокой подстилке содержим [КРС], у нас подстилка растёт, она бывает больше 50 см. Приходит время её чистить, мы загоняем Manitou, которая может этот тент выдавить, порвать. Как защитить тент от подстилки?
А.Герман — Тент не предназначен для того, чтобы нести нагрузку от навоза. Вы же сами прекрасно всё понимаете. В таких случаях очень просто всё — подпорная стенка бетонная. Ничего лучше нет. У американцев есть технология содержания на глубокой подстилке, я специально ездил и смотрел. Они одну подпорную стенку делают от улицы. И от кормонавозного прохода тоже подпорная стенка бетонная высотой 1-1,2 м., выше ограждения. Так вот американец туда подстилку добавляет, он её специально ворошит. Убирает два раза в год, максимум. Она наращивается. И ограничение — естественно, бетон. Из металла можно сделать, но он заржавеет, да и дороже это. Бетон лучше всего.
(вопрос из зала) — То есть [нужно возводить] дополнительную стену бетонную?
А.Герман — А как? Если у меня будет наращиваться подстилка, то ограничивать и держать её может только бетон. <...> Там, где зона отдыха, в Америке даже не бетонируют. Укладывают подстилку прямо на землю. Бетонируют только подход к кормовому столу. <...>
(вопрос из зала) — Ветровые нагрузки?
И.Файнфельд — Мы работаем во всех регионах страны, плюс ближнее зарубежье. Наш проектный отдел учитывает особенности конкретного региона с его снеговыми и ветровыми нагрузками. Подбирается другое сечение трубы, другая плотность ткани. Нет никаких проблем собрать это на Чукотке, на Дальнем Востоке или в Подмосковье. Просто будут разные технологические решения использованы. Произведено всё это будет персонально для вас, под ваш проект, привезено и смонтировано нами. То есть реализовано «под ключ».
(вопрос из зала) — А срок службы заявленный?
И.Файнфельд — Металлический каркас у нас обработан двумя слоями, антикоррозийное покрытие. Срок службы металла — 60 лет. И мы работаем только с немецким ПВХ-полотном, его срок службы — от 15 лет. Минимум 15 лет.
А.Герман — Ветровая нагрузка здесь важна только для каркаса. С тентом проблем вообще нет. Тент выдерживает с большим запасом. <...>
(вопрос из зала) — А почему на фотографиях мало вентиляторов?
А.Герман — Разгонные вентиляторы надо ставить. Естественная вентиляция работает, когда на улице ветерок и шторки открыты, всё хорошо. Но когда нет ветра, движения воздуха нет, солнце, жара — при животноводстве обязателен «разгонник».
(вопрос из зала) — Разноцветные полосы — это связано с движением воздуха?
И.Файнфельд — Это просто цветовое решение.
А.Герман — Для животноводства лучше белое. Света больше. С торцами можно поиграть цветом, а верх не надо. Белое проще всего. Илья, спасибо.